Летние семейные лагеря

Наша компания организует лагеря в течение долгих лет. Первый конный лагерь проводился в 2010 году.

Мы провели наш первой лагерь, живя в школе в поселке Мещерское, Чеховского района, Московской области Московской области, последующие шесть лет выезжали в Калужскую область.

Средства на летние лагеря выделял Московский комитет по делам семьи и молодежи, Пенсионный Фонд, кроме того, привлекались спонсорские средства. В последние три года около 10 процентов от общей стоимости затрат собирают сами семьи инвалидов (кому-то помогают на работе, другим выделяют деньги муниципальные органы социальной защиты и т.д.). В 2010 г. лагерь провели в Московской области в «Полушкино».

Территория бывшего пионерского лагеря, который на лето становится домом для инвалидов и их семей, лошадей, сотрудников «Живой нити» и педагогов благоустраивается в соответствии с потребностями Центра. Общими усилиями сотрудников и родителей тут была построена конюшня и подготовлен плац для занятий ЛВЕ на бывшем футбольном поле. Обычно лагерь проводится в три смены по 16 — 17 дней.

Интенсивный курс занятий летом является логическим завершением годового цикла ЛВЕ, и углубляют и закрепляют навыки, полученные детьми во время основного курса. Это подкрепляется курсом массажа, который проводится тоже каждый день. Но лагерь, также является началом следующего года. Наблюдения за детьми показали, что для некоторых основной, максимальный эффект от ЛВЕ достигается в лагере. В таких случаях, занятия в городе являются поддерживающим фоном до следующего интенсивного курса в лагере. Это конечно не аксиома и, например, для подростков и взрослых с психическими нарушениями занятия в течение года крайне необходимы для поддержания определенного структурирующего их ритма.

Помимо интенсивного курса ЛВЕ, лагерь дает уникальную возможность проводить разнообразные занятия на природе: на открытом плацу в группе или индивидуально; при необходимости есть возможность уединится, на поляне, а можно ездить верхом по лагерю, когда тебя приветствуют все встречающиеся, подбадривают и хвалят; можно просто играть в почту развозя по лагерю письма и преодолевая по пути какие-нибудь препятствия; есть река, которую так интересно преодолевать в брод на лошадях; можно гулять по лесу, а можно проехать по деревне. Пасти лошадей, купать их в реке, заготавливать сено — все это возможно только в лагере.
Присутствие в лагере большой группы здоровых детей, позволяет создавать интеграционные группы (так называют группы, в которых вместе занимаются больные и здоровые). К обычным занятиям, в лагере добавляются уход за лошадьми и иппология. В конце лагеря дети идут в конный поход, а на закрытии могут показать подготовленную программу. В разные годы в нашем лагере, это были: красивая костюмированная езда сменой, рыцарский турнир, театрализованная конная сказка и т.д..
Кроме того, в лагере существует общая педагогическая программа, которая, включает в себя работу в ремесленных и творческих мастерских и направлена на восстановление искаженных связей больного ребенка с природой. Важно то, что дети видят результаты своей работы в ремесленных мастерских, так как многие изделия они делают для использования в лагере, например: вешалки для уздечек, красиво расшитые вальтрапы, кукол и костюмы для спектакля и пр.

В лагере каждый ребенок имеет свои обязанности на конюшне и с самого начала смены составляется график дежурств по уборке денников и кормлению лошадей. Помимо работы дети могут приходить на конюшню в любое время и просто побыть вместе с животными, погладить их, принести гостинец, конечно под присмотром дежурного инструктора или конюха.
Кроме того, в центре есть и другие животные — козы, домашние птицы, кролики — они тоже живут на конюшне. Многие семьи приезжают в лагерь со своими питомцами — кошками и собаками. На первый взгляд, это не самый интересный момент жизни лагеря, но оказывается, что общение с другими животными тоже очень важно для детей-инвалидов, особенно глубоко умственно отсталых и аутистов. Порой их взаимоотношения складываются драматично — ребенок боится самого маленького птенчика, животные кажутся представителями другой, незнакомой и страшной реальности. Уходит много времени на то, чтобы помочь ребенку найти контакт с животным и этот контакт помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом — взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества.

В летнем конном лагере одним из главных реабилитирующих факторов является интегрирующая среда. Атмосфера лагеря разрушает барьеры между больными и здоровыми. Братья и сестры детей инвалидов, молодые ассистенты педагогов (часто это подростки 14 — 15 лет) составляют круг общения больных людей. Эта ситуация уникальна, особенно для людей с тяжелыми физическими и интеллектуальными поражениями — ведь в городе они, почти всегда, в силу разных обстоятельств, заперты в стенах своего дома. В центре есть группа детей с тяжелой патологией, которых не принимают в специальные школы или центры реабилитации, поэтому они в течение года не имеют возможности ходить куда-либо, кроме ипподрома. И для таких людей момент общения становится особенно ценным. Дружба, зародившаяся во время совместной жизни в лагере между детьми и их родителями, продолжается в городе, расширяя их круг общения, и дает возможность этим семьям поддерживать друг друга.

Для родителей больных детей необходимо видеть, что их ребенок кому-то нужен, что в глазах других людей (и что очень важно, часто это молодежь, не связанная с инвалидностью в качестве семейной проблемы) он обладает безусловной ценностью и правом на полноценную жизнь.

Таким образом, помимо чисто терапевтического эффекта, семейные интеграционные иппотерапевтические лагеря дают семьям с детьми-инвалидами новый импульс для дальнейшей жизни в обществе.